четверг, 19 декабря 2013 г.

Основы построения сайта: «польза» и «излишки»

  В сегодняшней статье я решил дать несколько рекомендаций веб-мастерам, которые приступают к созданию нового проекта. В частности, уделить внимание тому, что делает ресурс посещаемым, и тому, что заставляет пользователей уходить с сайта. Возможно, какая-то из этих рекомендаций поможет вам повысить эффективность сайта, улучшить индексацию и количество просмотров, но суть их заключается в одном - не стоит усложнять проект ещё до его запуска.

  Важно понимать, что главной целью существования сайта является предоставление интернет-пользователям информации. Заработок на ссылках, показ рекламы и даже контакты вашей фирмы - всё это второстепенно. Описание деятельности компании, информационные статьи, фотографии - вот то, зачем приходят посетители. Отталкивайтесь от этой информации, когда будете разрабатывать структуру сайта.

  Вся информация должна быть структурированной. Даже если информации так много, что для неё нужно сделать 20 разделов и 140 категорий, это обязательно нужно сделать. Не стоит создавать раздел «Статьи» и публиковать в нём какую угодно информацию - за это посетители вас никогда не поблагодарят. Да, вы будете получать трафик с поисковых систем, но целевую аудиторию так никогда и не приобретёте. Наша же цель состоит именно в этом.

  Берите пример с каталогов, досок объявлений, сайтов по недвижимости. Это достойные внимания ресурсы, так как главным фактором, влияющим на посещаемость, для них является удобство пользования. Удобная навигация, наличие поиска, минимум рекламы, отсутствие необходимости регистрироваться для просмотра информации - вот то, что можно взять в пример. И об этом по порядку.

  Во-первых, одним из самых важных уроков, который могут дать классификаторы информации, - это навигационное меню. Будет по истине трудно найти доску объявлений, каталог организаций или портал по недвижимости, где используются «выпадающие» меню. И лишь потому, что это неудобно. Как выход из ситуации, если на вашем ресурсе много разделов и категорий, делайте ссылки на разделы в верхнем меню, а категории раздела выводите в боковом меню.

  Во-вторых, поиск на сайте-многостраничнике должен быть обязательно, в противном случае даже целевые посетители, просмотрев две-три страницы, будут уходить. Если вся информация разделена по каким-то параметрам, включите эти параметры как опции поиска. Для досок объявлений, например, важно наличие «умного» поиска - поиска, с помощью которого можно найти не только по прямому вхождению фразы в текст.

  В-третьих, на сайтах по недвижимости и в различных каталогах посетитель за раз может просмотреть до полусотни страниц. При таких объёмах поступающей на экран его монитора информации совсем не хочется пролистывать каждую открытую в фоне страницу, пытаясь скрыть рекламу и добраться до контента. Чем больше нужно будет прокручивать странички, тем больше желания будет у пользователя уйти на сайт ваших конкурентов. В добавок, Flash-реклама и различные jQuery-плагины, ставшие в последнее время чуть ли не обязательной частью любого портала, дадут о себе знать, если открыто несколько десятков вкладок.

  И в-четвёртых, если вы хотите сделать контент скрытым для незарегистрированных пользователей, откажитесь от этой идеи. Это привилегия популярных порталов, где уже есть своя целевая аудитория и мера по пресечению доступа к информации является необходимой (например, влияние законов), а для только что созданных и молодых сайтов такое решение - шаг к гибели.

  Чтобы показать хотя бы один пример, я набрал в поиске Google запрос «доска бесплатных объявлений». На первых позициях, как ни странно, сидят те, кто вкладывает большие бюджеты в рекламу и не думает об удобстве. На том же «Авито», к примеру, даже структуру рубрик довести до ума не могут, что уж говорить о чём-то прочем. Из просмотренных 50-ти позиций результатов поиска мой взгляд остановился всего лишь на двух сайтах, один из которых отсеялся в процессе странствия по нему.

  Оставшийся сайт - berdchanin.ru. Что больше всего в нём приглянулось, так это картинки у главных рубрик, за счёт которых пользователю легко понять, куда проследовать с главной страницы для достижения нужной.

Сайт berdchanin.ru

  Не слишком много подрубрик, имеется поиск, есть возможность просматривать объявления в двух режимах - простым списком и списком с подробностями, на страницах объявлений показываются «Похожие объявления», нет «лишних» скриптов и доступны ленты новостей, с которыми удобно отслеживать новые объявления. Единственный, но очень большой недостаток - скудный дизайн, который, скорее всего, и является причиной маленькой посещаемости (на момент написания статьи за сутки на сайте по данным счётчика Liveinternet побывало 122 уникальных посетителя).

  Итак, озвучив нужный функционал, приступим к перечню того, что на сайте будет являться излишеством. С этим, конечно, труднее, так как для сайтов разных тематик есть свои «надо» и «удаляем», но обратить внимание на основные ошибки непременно стоит.

  Во-первых, не используйте модули опросов и голосований без крайней необходимости, а ещё лучше не используйте их вообще. Каждый человек индивидуален и не стоит ограничивать возможности указать на недоработки несколькими пунктами. Вместо этого, если вы хотите знать мнение посетителей о компании, услугах, продукции или сайте, сделайте раздел отзывов и предложений. Эффективность подобной обратной связи будет во много раз превышать голосования.

  Во-вторых, не используйте «облака тегов». Как правило, со временем они превращаются в словесную свалку, в которой посетитель не сможет найти нужное. «Метки» для материалов сайта - хороший помощник в поиске статей определённой тематики, однако выводить их надо непосредственно под статьёй - и только те, которые к этой статье относятся.

  В-третьих, старайтесь использовать как можно меньше всплывающих окон. У самого обычного интернет-пользователя («не разбирающегося в компьютерах») они ассоциируются с баннерами, требующими отправки SMS. Есть шанс получить большой показатель отказов, показывая результаты поиска не на отдельных страницах, а в всплывающих блоках. Используйте их, например, для жалоб на объявление или для обратной связи, но ни в коем случае не прячьте в них контент.

  В-четвёртых, не забивайте место на главной странице бесполезными для пользователей текстами. Главная страница должна отображать главное из того, что есть на сайте. Это могут быть несколько фотографий, несколько ссылок на разные статьи, небольшое описание компании и продукции, а также многое другое. Словом, не ограничивайте контент главной страницы одним лишь перечнем продвигаемых запросов.

  И ещё, не бойтесь брать пример с популярных сайтов. Это не плагиат, это всего лишь точка опоры. Посмотрели, оценили, доработайте и запускайте свой проект - у вас будут все шансы стать главным конкурентом взятого в пример сайта.

  Пожалуй, на сегодня всё. Этого должно быть более чем достаточно, чтобы спроектировать проект и сделать его конкурентным, а больше информации и конкретных примеров - в следующих статьях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий